Сей обширный опус не претендует на художественную красоту и объективность суждений.     Автор.

Посвящаю моим новым друзьям, перенёсшим вместе «тяготы и лишения» путешествия, Leo, Andrew, Compton, Malcolm, и носильщикам, с которыми нас связывает старая дружба Саше Колдунову, Марату Иксанову и Славе Чемпинскому.

Также посвящаю моей жене, которая терпеливо провожает и встречает меня из моих странствий, и сыну, фотографию которого я всегда и везде ношу с собой.

Это мой первый литературный труд, не считая отчётов по геофизическим работам и отчётам по сейсмологии Земли. Оказалась литературная работа намного сложнее, чем я предполагал, и труднее, чем таскать рюкзаки. Чтобы избежать каких-либо неточностей при переводе, так как английский не родной мне язык, и не обидеть кого- либо неправильным истолкованием отдельных слов и выражений, оставляю и оригинал на русском языке.

29 июня 2003 года - 1-й день

Приехали к Марату в 8 часов утра (это наш руководитель в этом походе), нашли его дом на конечной остановке автобуса, возле города Алматы. Он вернулся как раз из Киргизии, уставший он ехал всю ночь и только немного поспал по дороге. Позавтракали, собрались, поехали на белом джипе. Когда говорили по дороге о поэте Пушкине, случайно вспомнили в 200 км от Алматы на Кордайском перевале, что забыли газ и вернулись обратно. Взяли газ, пообедали, снова поехали. Только отъехали от дома в один километр, сломался подшипник, вернулись, взяли другую машину (то-же джип красного цвета, но менее мощный), поставили багажник, взяли два запасных колеса на всякий случай ведь дорога трудная, перезагрузились, тормоза настроили и залили тормозную жидкость. Старались всю дорогу разговаривать, так как всех клонило ко сну. Ночью по дороге с нами приключения - по Кордайскому перевалу сильный ливень всю дорогу с грозой; дерево поваленное по дороге в Киргизии от урагана, резко в свете фар возникло перед машиной, еле успели затормозить; лопнуло колесо - поменяли по дороге, заднее правое; выскочила свеча и цилиндр один не работал, пока не проверили все свечи; в 2 часа ночи проскочили поворот на Караой вернулись и поехали в гостиницу; наконец добрались и в темноте легли спать (просто попадали на кровати). Всё отлично!

Краткое описание дороги Алматы - Караой. Протяжённость 470 километров.

Отступление небольшое. Через горный массив дорога в Киргизию из Алматы на озеро Иссык-Куль в 5-10 раз получается короче. Раньше пытались проложить автомобильную дорогу через перевалы, но строительство забросили давно, не знаю, почему. Хотя, говорят, что на хорошо проходимом автомобиле-вездеходе можно проехать этой дорогой (чисто физически, имеется в виду). Части этой дороги я видел и проблемы в основном в снесённых бурными реками мостах.

Ночью мы миновали пограничные посты, вначале наш Казахстанский, затем Киргизский (даже по одежде пограничников, можно сделать вывод, какой низкий жизненный уровень в Киргизии по сравнению с Казахстаном), препятствий нам не чинили никаких, довольно всё вежливо и культурно, насколько я мог видеть, таможню, затем пост экологии (платим деньги за проезд),  и наконец въехали в зону отдыха на Иссык-Куль (тоже типа поста, по-крайней мере, и за это пришлось платить), наконец и Караой за трассой рядом с озером, где и ждала нас гостиница.

30 июня 2003 года - 2-й день приключений, но 1-й день пути.

Доехали на машине до лавины. Весь остаток дня (часа 4) шли пешком до первого озера ещё в лесу. 20 килограмм общественного груза (снаряжение и в основном продукты) и собственный - чаще  около 10 килограмм, но я умудрялся за счёт лёгкого рюкзака довести общий личный вес груза до 7-8 килограмм. С Александром пришли первыми и начали ставить палатки на холме перед озером. Первой поставили палатку Andrew (тогда ещё не знали, чья это палатка). Мы еле разобрались, как палатку поставить (модель неизвестная) потом долго не могли найти вначале, где у палатки находится вход во внутрь, затем, как палатка открывается. Град, дождь холод очень сильный, зуб на зуб не попадает. Саша весь посинел от холода (я не лучше был) и никак мы с Александром не могли попасть стойками от палатки в гнёзда на шатре палатки - дрожь такая нас била. Переждали непогоду немного времени в палатке Andrew, чуть-чуть наследили там (правда, вода - не грязь), мы потом извинились, но не знаю, понял ли нас Andrew. Потом подошёл наш Слава. Мы Славу по-дружбе, не обидно (надеюсь, он не обидится) назвали «Слава-балаганов» - ходил Слава молча и не спеша, немного раскачиваясь при ходьбе, как медведь и был увешан весь, кроме рюкзака, ещё и коврами для сна, спальниками и разными баулами вкривь и вкось. «Слава» - его имя, а «балаганов» - это раньше лет 100 назад бродячие цирковые группы были такие. Слава имеет возраст 47 лет и он самый старший из нас носильщиков, в горы тоже давно ходит. Высота на первой стоянке 2500 метров. Это, если учесть, что озеро Иссык-Куль на высоте 1600-1700 метров над уровнем моря, а лавина на том месте, откуда мы двинулись пешком на высоте 2000 метров. 500 метров по пологой долине за пол-дня - неплохо!

1 июля 2003 года - 3-й день.

Утром солнце (в горах всегда так бывает - по крайней мере у нас в Заилийском Алатау, на Тянь-Шане, Кавказе, Уральских горах, Алтае, Карпатах - я всегда утром видел там солнце - «огненное красное круглое лицо» и редко – хмурое начало дня). Оказывается, минут 20-30 ходьбы - и стоянка у реки хорошая, но вчера мы бы под градом уже не дошли, да и на озере было не хуже, а рек впереди будет ещё достаточно, озёр меньше намного, особенно красивых.

Дальше прошли чабанов стоянку слева и ещё дальше ещё одна стоянка чабанов справа за рекой через деревянный мостик на том и этом берегу реки, а на этом берегу два синих обелиска (по-видимому чабанам). Граница леса заканчивается в этом районе на высоте 2900 метров (спасибо прибору Andrew).  Дальше хорошая тропа выше реки, но как я понял, можно идти и по реке, что даже лучше, меньше ходового времени. Затем валуны (камни такие здоровые), потом осыпь большая и дальше набор высоты и потеря высоты - и так вверх-вниз всю дорогу. Раза три шёл град и дождь, холодно опять (пока идёшь - холод не чувствуется телом). Дождь усиливается. В град и палатки ставили. Стоянка на площадке на слиянии нескольких четырёх - (как у меня записано - многих рек). Вправо видно наше ущелье, шли мы по этому ущелью часов 6 и отдыхали вместе с обедом часа 3. Высота 3300 метров (по прибору Andrew).

2 июля 2003 года - 4-й день.

Переправа. Река Чон-Аксу. У меня, как всегда - это мокрая переправа, я не люблю по камням прыгать, потом, когда идёшь, ботинки успевают просохнуть. Общественного груза стало больше 21,5 килограмм. Откуда? Переправились и пошли круто вверх. У меня это всё «круто вверх» охарактеризовано одним словом «на кой чёрт я сюда притащился». Погода с утра, как всегда хорошая солнечная. Идти что-то очень тяжело, хорошо, что никто об этом не догадывается. Когда всё пройдено и путешествие окончено, уже можно и откровенно сказать. Первые два дня ходьбы ныли и горели плечи и спина (у меня рюкзак не очень удобный, сейчас с такими не ходят, но я к нему привык за 20 лет и доверяю ему, что он не подведёт меня). Теперь от напряжения немеют ноги выше колен. На солнце сгорели руки и лоб (за нос я как то не беспокоюсь). По длинной тягучей осыпи, где местами лежат снежные наносы, мы наконец упёрлись в снежный занос, высотой метра два - два с половиной. Высота по прибору Andrew 3700 метров. Снег сырой и липкий, местами наоборот, в виде сыпучих ледяных шариков. Палками прорубили ступени на снежном холме (в основном это работа Александра - ему такая работа нравится).

Наконец, мы поднимаемся по чистому белому искрящемуся снегу на перевал Аксу. Высота перевала по прибору Andrew 4070 метров. Ветер на перевале и справа и слева (спереди и сзади). Хорошие вершины горные окаймляют перевал, не сложные, но лезть наверх уже никому не хочется. Воды здесь нет (как и везде на перевалах), хотя есть снег, но снег надо топить, а на это уйдёт очень много газа. Непроизводительно и не экономно. Проще перекусить немного на перевале, а затем немного спуститься вниз к реке любой. Что мы позже и сделали. Тур лежит и плита металлическая треугольная весом килограмм 10-15 со сторонами сантиметров 50. Надпись передаю не дословно, так как тяжело перевести без потери смысловой информации «1970 год, организованный поход туристов, посвящённый 50 лет Казахской ССР». Вынули старую записку и вложили свою, на бланке командировочного удостоверения. Таких, да ещё с печатями - я никогда не видел. Кто-то, кто после нас взойдёт на перевал, теперь увидит. Каждый подписал в записке, что хотел написать. Внизу с перевала по правой стороне идёт заснеженная каменная осыпь, дальше ледник и река Аксу. Спустились по правому борту на ледник. Высота по прибору Andrew 3800 метров. Пообедали. Аппетита большого нет вроде ни у кого - только чай и сладкое. Мы с Маратом кажется за всех сьели всё сало и сервелат (тоже жирную колбасу). В поглощении пищи нам нет равных. Даже наверное и Гаргантюа (есть такой прожорливый литературный герой). По леднику спускались на повышенной скорости, тем более вниз. Справа - большая каменная статуя.

Съехали с ледника и сразу на правый склон, что-бы не переходить реку. Вначале крупная морена, затем осыпь. Встретили две большие хорошие площадки для стоянок, но воды по-близости нет, это скорей всего аварийные стоянки расчищенные среди валунов, если непогода застанет или вовремя не успеют спуститься в долину (либо ближе стать под перевал, если идут с Алматы). Тропа среди валунов хорошо отмечена турами, довольно хорошо посещаемый район, хотя на озеро Иссык-Куль есть короче дороги (например, через Кульсайские Озёра, но здесь ещё больше отдыхающих в долинах и на озёрах, но и больше кочевников и юрт из деревянного каркаса, круглой формы с конической крышей, покрытых толстыми шерстяными коврами из войлока, легко разбирающимися и собирающимися и перевозимыми на лошадях или верблюдах (верблюда с одним и двумя горбами много в степных и пустынных районах Казахстана, намного севернее от гор - Казахстан довольно большую территорию занимает и на севере граничит с Россией) местного кочевого населения.

С этой стоянки можно дойти до перевала Аксу до обеда, но я думаю, что это не лучший вариант, и то, только с лошадями. Я сколько (три года) походил с лошадями, понял, наконец, что без лошадей всё же лучше намного (личное моё мнение). Пешком с рюкзаками более мобильней и гибче, но есть предел в расстоянии, так как чем больше расстояние, тем больше продуктов и тяжелее рюкзаки. Во всём есть границы.

1)            Лошади не пройдут сложный маршрут (они идут только лёгкие маршруты - простые и для избалованных и изнеженных клиентов)

2)   Им нужны стоянки только с зелёной травой (обязательно - коням нужно питаться, а это исключает перевалы с длинными каменными подходами и сложными технически, где лошадь не пройдёт).

3)            Намного лучше нанимать лошадей по ходу маршрута, это дешевле, народ там бедный, согласен на небольшую оплату, хотя кочевников осталось не везде и не очень много и только на посещаемых маршрутах. Мы ходили по Tjan-Shang с 12 июля с немецкими путешественниками (к слову: с вами было веселее намного), так по долине реки Чилик за двое суток не встретили ни одного живого человека пастуха, а это был скотоводческий рай раньше. Второе:  теряется романтика путешествия.

С лошадями много мороки и потерь много, я ходил этот маршрут на перевал Аксай чаще в сентябре, октябре, когда нет снега, так там внизу, когда нет снега видно столько лошадиных скелетов - куча.

На стоянку пришли в 16 часов 30 минут вечера. Высота 3250 (опять же по прибору Andrew). Стоянка довольно удобная, на границе камней и альпийских холмов, с большой рекой вдали и маленькими речками рядом с лагерем. Я думаю, довольно запоминающееся место для тех, кто там был впервые. Вечером на ужине Malcolm угощал всех коньяком. Пьющих оказалось двое всего, я да Владимир, то-же портер. На меня неизгладимое впечатление оставил аромат и вкусовые качества коньяка. Спасибо, Malcolm! Раньше я пил только свой Казахстанский коньяк. Давно, правда, мне довелось пробовать французские вина и французские крепкие напитки. Неплохие в советское время были и Крымские наши вина и Советское шампанское. Могу сказать, что пиво по моему мнению очень хорошее в Российских городах Воронеже и Астрахани. По-видимому из-за воды - в пивоваренном деле состав воды играет большую роль, основную. Я думаю, мои литературные отступления от основной темы не мешают повествованию, а вы узнаёте больше о нашем внутреннем мире, где мы живём. Вообще, постоянно замечаю, как моё повествование незаметно перетекает в философское русло размышлений.

Не спал ночью часа два. Вообще это каждую ночь. Просыпаюсь и не могу заснуть долго. Видел, как Andrew ночью выходил из палатки с фонарём с синим светом. Фонарь освещает всё вокруг довольно далеко и сильно. Я раньше таких фонарей не видел, по-крайней мере в походах. Задремал, только когда небо начало синеть - ближе к рассвету.

3 июля 2003 года - 5-й день.

Вышли поздно - где-то около 10 часов утра, хотя я думаю, что для удовольствия если ходить, то вставать надо, как проснёшься, а останавливаться на стоянку, тут уже как получится. Вот при таком раскладе, как я понял, проходится наибольшее расстояние и поход доставляет удовольствие. Исключение составляют только перевалы (в общем, все перевалы, любой сложности, к любому перевалу надо подходить собранно и с уважением, не надо недооценивать горы) и любые реки. Там уже система движения другая, как ни крути. Лучше к перевалу или леднику подходить на ночёвку как можно ближе и переходить его как можно раньше утром. То же самое относится к крупным, многоводным и бурным рекам.

В общем, прошли по крупным каменным валунам, потом тропа спускается и идёт вдоль реки. Довольно красиво и полевых цветы много. Выходим в большую долину на зелёную поляну на холме на слиянии рек к 13 часам пополудни. Обед. Опять обеденная пища в моём рюкзаке и приходится доставать обед. Для этого вытрясаю весь рюкзак. После обеда поворачиваем направо (вверх по большой долине). По тропе выходим на каменную дамбу и о чудо - горное озеро, загороженное со всех сторон горами. Небольшое правда, но чистое и холодное. Если бы я не знал, что здесь озеро - никогда бы не догадался сам. Озеро Жасыл-Коль (на казахском языке переводится как "трава-озеро" или "зелёное озеро"). В принципе, я согласен с этим. Сразу, после довольно зелёной травянистой долины, идёт высокая каменная насыпь и за природной насыпью-дамбой открывается озеро, где так-же растёт трава и дикий зелёный лук, какого здесь очень много. Повара-женщины из этого лука даже остальные дни похода что-то готовили.

Высота на озере по прибору Andrew 3220 метров. Омрачило подход к озеру только то, что все пошли по-верху и спустились к озеру, как нормальные люди. Я же с гидом Володей и дочерью повара-женщины Яной пополз по осыпи. С тяжёлым рюкзаком это довольно забавное занятие, наблюдать которое со стороны по-видимому не менее забавно. Однако, мне пришлось просто сьехать по осыпи на пятой точке опоры, благо от сыпавшихся валунов мою голову защищал рюкзак, сьехавший со спины. Скорость падения пытался погасить своей толстой алюминиевой палкой, и в итоге, из потерь моих - только случайно оцарапанный локоть правой руки и грязная белая рубашка с фирменным знаком организации, где я работаю. Рядом с озером на насыпи снежные сугробы. На обед поели по тарелке супа. По половине хлебные котлеты. Потом я успел выспаться, после принятия настойки чёрной смородины прошлогодней на спирту, которую сам дома и приготовил (пил крепкие напитки алкогольные, в основном только я и немного гид Владимир и носильщик Слава чуть помог). Malcolm как специалисту по коньякам дали попробовать, остальные отказались - не пьют алкогольные напитки. Вроде Malcolm не понравилось - мою настойку 70 градусов с коньяком конечно не сравнишь. Да и мне честное слово, коньяк намного больше нравится, а коньяк Malcolm - вообще вещь отличная и изысканная. Как я понял, в это время многие успели погулять в окрестностях озера. Убрали немного мусор, чтобы не портил картину природы. Я догадываюсь, чей туристической фирмы это мусор остался... .

Вечером был плов (можно сказать, национальное блюдо, очень вкусное, но если коротко, то плов - это рис с мясом) и опять настойка (зачем носить с собой лишние половина килограмма). Пловом я не наелся и лежал тогда я помню, ворчал на поваров и жевал этот зелёный дикорастущий лук. И то - витамины. Искупался в ледяной воде и вымыл шампунем голову (конечно, отошёл подальше от лагеря в небольшой залив озера). Просто, как я понял из своих походов, что раз в три дня надо купаться, иначе через пять дней от тебя будет пахнуть как от лошади - прокисшим потом.

4 июля 2003 года - 6-й день.

Утром - морда опухшая. Но это не с похмелья, я не страдаю после даже хорошей выпивки (да и что там пить было?). Как я заметил, у меня как сгорели первыми запястья рук, так немного припухли, а когда на перевале Аксу на белом искрящемся снегу обгорели щёки, уши и нос, то лицо всё опухло, а уши висели до плеч лопухами. От озера прошли опять назад по каменной дамбе, но по правому борту большой долины. Переправ в этот день было видимо-невидимо.

Переправа сильная (мощное течение и воды выше колена) Юго-Западный Талгар. Моя тяжёлая для похода (больше килограмма весом) палка пригодилась во второй раз. Перевели через реку Юго-Западный Талгар Malcolma - два носильщика (гид Володя и Марат) по краям и посредине Malcolm. Моя палка пригодилась во второй раз (не считая того, что вчера я гасил этой палкой ускорение свободного падения с осыпи). Первый раз - это было перед перевалом Аксу, Александр пробивает снежный холм и говорит, что без этой палки не пробил бы плотный снег простыми тонкими лыжными палками. Я уже из истории своих путешествий, понял, что нужна хотя-бы одна прочная палка, вот только кто будет нести такую тяжесть… . Без лошади. Как видите, моя идея - я и несу палку.

Потом две небольшие речки, одна из них помощнее, чем река Кашка-Су. Встретили двух англичан навстречу. Переправа река "Озёрная" , чуть проще Юго-Западного Талгара. Затем часа три ходьбы по зелёной траве, без воды (точнее без рек и речек, но были болота с питьевой водой, здесь любую воду можно пить, вода чистая и природная - это не городской водоканал). Наконец появилась колея от машин в траве. Широкая переправа через реку с неизвестным мне названием. Напротив виднеется металлический мост (разрушенный - нет одного пролёта - снесло бурной рекой) через реку Чолки-Мин и видная издалека, большая бочка, серебристая на солнце. Сегодня Andrew подошёл ко мне со своим прибором (Спасибо, Andrew!), но высоту вчерашней стоянки я уже записал со слов Саши, который услышал вчера о высоте со слов самого-же Andrew. Как люди говорят - ущелья полны слухов.

Опять переправа. Тут река широко разливается и переправились по камням. «Сухая» переправа, как говорят в таком случае.  На той стороне долины чуть назад, широкая дельта реки из ущелья. Чуть дальше по левому борту долины видна довольно красивая вершина. Гид Володя говорит, что это вершина Поля Робсона. Я знаю Поля Робсона, а вот название правильное или нет - это на совести гида - я по карте не проверял. Ещё по дороге я наломал сухих дров на обед. Долго их нёс, но на стоянке на реке на обед была куча таких дров. В принципе, я бы их донёс и до вечерней стоянки (хоть костёр бы сделали), но повара в который раз забыли приготовить чай на обед, заварка была у меня на дне рюкзака. Пришлось распаковываться, доставать чай и завязывать дрова сверху рюкзака мне уже было неохота и я оставил их на старом месте от чьего-то старого костра - для следующих путешественников. Вообще, всегда в походах повара готовят продукты для обеда ещё утром в отдельный пакет и на стоянке не заставляют каждого носильщика из-за какого-то продукта полностью распаковывать свои рюкзаки. Это конечно злило очень сильно, по-крайней мере я говорю про себя. Сколько я не обьяснял нашим поварам эту правильную систему - всё напрасно.

Снова маленькое отступление от темы моего повествования. Ещё я хочу сказать немного.  Про организацию питания я уже сказал. Теперь о самой пище. Питание у нас было немного слабым и не правильно сбалансированным. Если мы ходили раньше, или хотя бы настоящий наш поход недавно на Северный Тянь-Шань показал намного лучшую организацию питания. Неудовлетворения питанием следующие. Организм теряет много соли (хотя бы организм носильщика под тяжёлым рюкзаком). У нас вечером была ветчина и сало солёное, солёные орешки и солёные сухие хлеба и хотя-бы по одной сушёной вобле на вечер. Потом, на перевале никогда не принимают жирную пищу (это только я и Марат можем поглощать всё, всегда и в любых количествах - у нас желудки так устроены от и для походов). На перевалах нужны обязательно побольше горячего чая и кислой жидкости (с чаем постоянно проблемы были), сладкое, обязательно побольше шоколада и сухофруктов с различными орешками. Но жидкость обязательно ещё раз и ещё и в больших количествах.

И эти молочные каши каждое утро сведут с ума любого носильщика. Мои замечания поварам не привели ни к какому результату. Это я говорю насчёт качества и наименования пищи. Насчёт количества продуктов я не могу быть объективным, так как люблю поесть побольше, поэтому я ничего не говорю об этом.

На реке на обед поели суп (наконец-то!) красного цвета (эти детали я даю, что бы вы лучше вспомнили моменты и восстановили в памяти подробности этого дня. Я всегда для себя так делаю и это хорошо помогает мне в моих воспоминаниях) похожего на компот,  сала, колбаски-сервелата и чай, благо река рядом. Александр ел на обед сало. После перевала у Саши, наконец, появился аппетит. Он идёт хорошо с тяжёлым рюкзаком, но ест очень мало, в отличие от нас, остальных носильщиков. А я сплю что-то плохо и мало. Ночёвка на широкой реке Алматы. С противоположного (редко такое бывает - два ущелья прямо друг против друга, впадают в третье большое ущелье!) ущелья течёт маленькая узкая река. Высота на стоянке 2850 метров. Подьехал охотник на лошади (охотник сказал, что его лошадь, довольно красивый конь стоит 23000 киргизских денег (киргизские деньги называются дословно 23000 сомов), а это примерно, если я не ошибаюсь, $800 US). Охотник-киргиз охотится на туров - диких баранов Таутаке. Лет пять здесь уже нет чабанов.

Пригласили охотника к столу за наш ужин. Только успели поужинать, ударил мощный ливень, всё кругом стало чёрным. Охотник так в ливень и уехал, говорит, что ему безразлично и он привык к непогоде. Залезли мы в палатку на ночлег и одновременно от дождя спрятались (у нас на четверых носильщиков одна палатка была - меньше нести в рюкзаках) и оказалось, что палатка стоит на семи больших острых камнях. Слава заполз под палатку доставать камни. Дождь закончился постепенно через час или два и Слава стал делать массаж поварам-женщинам --- повара-женщины очень довольны. А только трое носильщиков лежат в палатке с больными спинами и завидуют поварам.

5 июля 2003 года - 7-й день.

Всю ночь шёл дождь. Марыч (короткое другое имя Марат) лежал с краю в палатке и промок весь вместе со своим спальным мешком. Молнии и гром. Потом был град (да, на такой небольшой высоте и град - это удивительно). Утром взошло яркое солнце, опухоль с лица вся сошла, лоб чешется и шкура со лба, щёк и носа снимается лохмотьями. Значит - заживает. Вчера рассмотрели палатку Andrew. Вечером сегодня Andrew обещал показать свой фонарик. Нам интересно всё новое и неизвестное нам. Malcolm дал свою визитную карточку со своего старого места работы. Меня интересовала марка коньяка. Такой я раньше не пил - мне понравился коньяк. Оказывается Malcolm уже 10 лет на отдыхе (по-нашему «на пенсии»).

Четверо верховых проехали утром из того ущелья, куда пойдём и мы. Вооружённые все четверо и двое даже с карабинами кавалерии (короткими). (Вчерашний охотник (не помню его имени - не записал себе в блокнот) был всего-лишь с ружьём 12 калибра, с простой пеньковой верёвкой вместо ремешка и ценного ещё бинокль простой 7х50 7-ми кратного увеличения. Ему гид Володя дал пачку сигарет«Marlboro», с сигаретами у них в горах всегда плохо).

Верховые переправились через реку (они на лошадях - им совсем просто) и ушли опять в то ущелье, куда идём мы. Пока мы укладывались, солнце начинает печь немилосердно. Всё лицо намазал подсолнечным маслом. Как говорится: «Lets go!». Вся дорога по траве до самого озера залита водой, как болото. Один час шли до прижима, потом по склону и первую стоянку на отдых сделали у реки на камнях. Высота 3070 метров - только не помню, но это кажется на границе леса.

Как позже я убедился, у Leo хорошие художественные снимки получаются. Это надо быть либо журналистом либо фотографом-профессионалом. Это мой комплимент ему, без предвзятости.

Постоянно нас догоняет дождь. Переправа через реку (не помню названия реки и даже визуально забыл, как это происходило). Шли по ущелью по правому борту. Интервал между нами тогда на тропе был большой и мы с Сашей пришли первыми на озеро под перевалом, и что-бы никто в непогоду не сбился с пути верного, на больших камнях поставили мою палку и повесили на макушку этой палки красный пластиковый пакет, один из тех, что я использую для укладки мягких тёплых вещей, чтобы они не промокли под дождём в рюкзаке. Повара-женщины шли последними и они даже принесли с собой наш самодельный флаг - молодцы, мне не пришлось возвращаться за своей палкой. Высота на озере 3630 метров. Andrew сам определил высоту, привык, что я "сколько метров" записываю (ещё раз Andrew спасибо). Просто раньше я никогда не ходил с таким прибором, как у Andrew. Всегда определяли высоту по карте, либо по границе леса, либо альпийских лугов, а чаще визуально, относительно пройденного пути. Поэтому мне было интересно постоянно знать высоты на определённых местах.  Как, может вы помните, там был сильный ветер, вся почва вокруг озера пропитана водой, чуть дальше лежали снежные наносы. Здесь я в метрах 20-ти от воды в глинистой каменистой почве и заметил цветок Альпийскую Розу. Красивый, с тонким запахом не передаваемом словами, гордый цветок, противостоящий непогоде и довольно суровым климатическим условиям на этой высоте 3630. Кругом довольно красиво - большой цирк в виде чаши и озеро - за ним перевал, пусть не сложный по технике восхождения, но на большой высоте и прекрасный.

Резко похолодало, ниже в долине тёмные тучи и гром, постепенно начал капать дождь. Слава где-то нашёл поломанный компас. Определили направление ветра - южный, но ледяной ветер. Дождь усиливается. Еле загородили от порывов ветра примус камнями и ковром для сна.Чай пили уже под градом и довольно крупном. Это вы должны помнить - это уж точно! Такое не забывается. Холод собачий. Отдельные шарики града больно били по опухшим от солнца ушам. Хорошо помню, как полной своей горячей кастрюлей с чаем грел живот и руки, и самим чаем внутренности, стоя спиной к ветру и лицом к озеру. Последний чай пью из своей кастрюли с удобной пластмассовой ручкой. Выкопал цветок здесь у озера и теперь он занимает большой обьём моей кастрюли. По правой стороне озера вышли на перевал, 30 минут ходьбы до перевала. Тур в виде пирамиды метра 4 высотой на перевале стоит. Широкий перевал, как у нас говорят: «лошади пройдут». Мы с Сашей прошли чуть вперёд и легли на спину от ветра за камнями. Ветер нас уже замучил. За перевалом в долине видны три столба металлических, зимой замерять уровень снега. Перевал Проходной  - название его, высота 3700 метров. Опять же ветер сильный и холодный, но солнце яркое уже. Не переходя реку, спустились вниз по снегу, потом по камням. Ущелье чуть поворачивает направо, ручейки текут по самой тропе, почва и трава чавкают от воды под ногами. В большом цирке на зелёной траве у реки встретили группу туристов. Внизу на зелёной траве, где много ручейков и разливов воды прямо по тропе встретили лагерь из фирмы Хан-Тенгри. Один хозяин коней, один гид-проводник, один переводчик, повар и три лошади.

/Палатки знакомые, мы с ними ходили то же раньше в этой же фирме. Палатки очень неудобные,  долго собираются, очень много колышков, ткань от влажности провисает. Отдельная большая палатка столовая (сейчас хотя бы додумались тент для столовой сделать, иначе протекала от дождя, хотя и не сразу), я думаю со столами и стульями. Если есть лошади, то можно и с таким комфортом. Туалетная кабина вдали виднеется. Раньше, я помню, мы ещё и кабину для умывания ставили. Таким громоздким лагерем не везде пройдёшь, да и романтики уже никакой. Это моё чистое мнение. Кому-то нравится путешествовать и с таким комфортом. Бог им судья. Вот единственное, что неприятно и раздражает меня, это мусор бывает, некоторые группы оставляют, не убирают после своего посещения стоянок на природе.

Провожают группу англоязычных путешественников. Вы, кстати, довольно долго пообщались с ними, я думаю, это был для вас отдых, так как я представляю, что такое новые люди с родным языком, и не то, что мы со своим корявым английским. Мы с Александром пока пошли вперёд, искать стоянку хорошую. Остановились на слиянии двух рек Проходная и Алма-Арасан. Высота 3300 метров по прибору Andrew. Вид изумительный. Два ущелья внизу: Алма-Арасан, ведущее в город (идти, конечно ещё порядочно, самого города не видно) и направо ущелье на космическую станцию. Два ущелья разделяет гора Большой Алматинский пик высотой 3900 метров прямо перед нами. Цветок, который я несу, оказался довольно стойким. Полил Альпийскую Розу и оставил под камнем у реки, родная цветка стихия. Как Альпийской Розе будет в городе - не знаю. Нашли грибы прямо посреди поляны, где поставили палатки. На ужин - грибной суп с вермишелью. На второе картофельное пюре (наконец-то, как в лучших ресторанах: первое блюдо, второе блюдо и компот - дошёл мой голос всё же до поваров-женщин). Чай с печеньем и мёдом. Этот мёд мы ели до последнего дня нашего путешествия. Перед ужином я успел даже поспать прямо на солнце, правда вечернем слабом солнце. Но всё-равно радиации хватило и лицо теперь болит и довольно чувствительно.

Снизу поднялись два туриста - мужчина и женщина. Мы с интересом наблюдали, как они долго пытались найти переправу и переправлялись через реку, а потом долго отдыхали в 100 метрах вверх от нашего лагеря. Слава достал грамм по 50 водки - мы часто, и многие берут с собой неприкосновенный запас на случай переохлаждения организма, но если он не используется во время похода - можно признаться, что почти никогда не используется - то обратно в город спирт или водка не несутся, а в последний день выпивается. Это для тех, кто пьёт. Да и что там 50 грамм на одного человека, да на свежем воздухе, да на природе, да после тяжёлого рюкзака. Одно сплошное удовольствие. Одно расслабление. Особенно, когда ешь после водки чеснок (дословно - закусываешь).

Чашки у меня теперь нет - несу в кастрюле своей цветок. Ложку наконец на кухне нашёл в общей массе всех ложек - ложка у меня подписана - лёгкая алюминиевая ложка (каждый грамм у носильщика на счету - шутка конечно, но в каждой шутке имеется часть правды). Повара-девушки ещё с начала похода приучились использовать мои ложку и чашку с пластмассовой ручкой для целей приготовления пищи. Чашка такая ви-ди-те-ли удобная штука. Я то-же такого мнения о чашке своей, иначе зачем я её таскаю с собой, несмотря на то, что моя кастрюля с пластмассовой ручкой относительно довольно тяжёлая вещь, а от каждого лишнего грамма в походе хочется избавиться. Завтра на перевал «Дураков», правда, у перевала есть другое название: вроде, перевал Алматы-Алагер. Первое название прикрепилось к этому перевалу потому, что если идти из Алматы дальше по ущелью, попадаешь на перевал "Проходной" и далее в Киргизию, откуда пришли мы. А если поворачиваешь немного раньше, то через перевал "Дураков" из Алматы приходишь опять же в Алматы, только через другое ущелье, а в городе эти ущелья довольно близко друг от друга соединяются на кольцевой дороге.

Перед сном посидел у реки, долго смотрел на воду. Andrew тоже что то пишет, я раньше просто не замечал. Ну и хорошо, если я где-то ошибусь в своих описаниях - Andrew поправит меня. Если Andrew ведёт дневник, конечно. Случайно вспомнил, как в первый самый день перехода на повороте у моста встретил детей. Они просили на очень плохом русском языке: «Дай ручку, дай спички», а сами уже мылили кусок мыла в руках (впереди меня прошёл вне зоны видимости Саша, его это подарок, так я думаю) и даже, наверное не знали, что с  мылом делают. Ручка у меня была одна, а спички лишняя коробка - были. Вдалеке у избы сидел какой-то мужчина - их отец видимо. Вечером из долины заполз медленно туман. Ночью долго шёл ливень с грозой. Когда гроза прошла, вся долина Алма-Арасан до горизонта светилась от огней города вдалеке. Одно слово по Чарли Чаплину:: «Огни большого города». Можно было этой долиной спуститься в город, но нас ждали в соседней долине, у Большого Алматинского озера, и мы завтра шли туда через перевал.

6 июля 2003 года - 8-й день.

Утром проснулись - всё завалено снегом, подмораживает. Всю ночь шёл дождь, град, гроза и иногда в палатке было темно, как в чёрном ящике. На завтрак каша, как всегда была, и булочки со сгущённым молоком (девчонки сами жарили их на газе). Ждём, пока просохнут палатки. Лёгкие мои спортивные туфли полные воды - простояли на улице возле палатки - неприятно надевать их. Никто снега не ожидал. Погода в горах переменчива. Ботинки свои жёлтые вчера отдал Александру, его туфли совсем порвались и за завтраком вчера он переобулся в мои жёлтые ботинки. Хорошо у меня ещё спортивные туфли  были. Бывало, что в походы я и в спортивных туфлях ходил - ничего, можно и в лёгких спортивных туфлях, если не очень сложные перевалы. За завтраком пообщались «русский - английский». Ситуация чем-то похожая на российский фильм «Особенности национальной охоты». Правда, там были языки при общении "финский - русский". Посмотрите, если такой фильм есть на английском в переводе. Фильм смешной - не пожалеете.

Палатки просохли и все пошли не спеша. Мы с Александром, как часто бывает, идём самые последние. Malcolm кричит с холма за рекой, что забыл носки на месте, где стояла палатка. Нашлись его носки - взяли их ему с собой. Везде на склонах свежий, выпавший за прошедшую ночь, мокрый снег. Через реку перешёл вброд - всё-равно идти на перевал по снегу. Час идём по левому борту ущелья. Поговорил с Malcolm по пути. Не хочет Malcolm отдавать свой рюкзак мне. Хочет сам нести. Справа красивое ущелье заснеженное, с поверхностью в виде стиральной доски. Редко такой рельеф увидишь. Хребет тоже симпатичный и издалека будто несложен для перехода по гребню на перевал "Проходной". Может это только кажется, но вид «оттедова», наверное, красивый. Перед перевалом меня сфотографировали с цветком и голым животом (и красной мордой). Высота на перевале 3730 метров. Malcolm шутя поднялся на перевал и упал на снег, как будто Malcolm заползает на перевал. Malcolm, как часто бывает, последний, но упрямый и счастливый. И рюкзак свой мне не отдаёт. Хотя мне не трудно, мы уже привыкшие к тяжестям (хотя, говорят, к этому нельзя привыкнуть, мой рюкзак к концу похода ничего уже не весит. Впереди за перевалом Пик Советов. Встретили троих ребят. Идут поход выходного дня. Алматы - Большое Алматинское озеро - перевал Дураков - ущелье Алма-Арасан - Алматы. Два дня достаточно. Не спеша. По карте у них высота перевала 3600 метров. Карта старая, не точная. Опять стоят металлические столбы для замера уровня снега на перевале.

Мы с перевала спускались по левому борту ущелья, хотя парни, которые пришли снизу, шли по более лёгкому - правому борту. Левый борт крутой и посложней, но короче. После перевала Вовка остался ждать всех, а мы с Маратом, Славой и Сашей пошли вперёд. Александр вообще из виду скрылся. Как потом оказалось, Саша переправился через реку внизу, довольно бурную, впадающую в большое Алматинское Озеро где-то сверху по камням. А мы снизу перешли один из рукавов этой реки, самый бурный, по остаткам металлического моста, говорят, довольно уже древнего моста. Ждём всех остальных. То жарко, то прохладно.

Первым через мост перешёл Leo. Время 13 часов 44 минуты пополудни. Чуть позже, с различным временным интервалом небольшим, собрались все. Пообедали. Все остатки продуктов и оба примуса оказались у меня, не считая лёгкой куртки Марата. Не знаю, сколько весит рюкзак сейчас в килограммах, но такого лёгкого рюкзака я ещё не носил кажется никогда. Высота на мосту 2900 метров. Дальше по дороге, уже среди елей, стоит гидропост на высоте 2650 метров. Дальше начинается озеро с уровнем воды на высоте 2500 метров. Марат говорит, что здесь водится дословно "serpokluv-endemik", птица такая редкая. Дальше дорога уже укатанная машинами (правда, здесь нужен пропуск) и идёт вверх вдоль озера по склону и выходит прямо на дамбу, перегородившую озеро. Здесь уже посёлок и снежная лавинная станция, где живёт и работает Владимир. Там уже наши дороги разошлись. Вы, иностранные туристы на джипе вниз в гостиницу, а мы на попутном автобусе (к слову сказать, что на этом же самом автобусе мы добирались до посёлка Тургень в своём походе на Северный Тянь-Шань), то-же вниз, но там уже в разные стороны по домам. Пока сидели внизу на кольце дорог и ждали джип, Слава купил два пива в стеклянных бутылках (дословно – две бутылочки пивка), после похода - пиво холодное, конечно вещь прекрасная..

Эпилог.

Мы с вами также можем смотреть фотографии и вспоминать отдельные моменты наших приключений в путешествии. Вспоминайте, если есть, что вспомнить - и можете дописывать и уточнять мой рассказ, хотя бы для себя самих, я не против этого. Можно сделать ещё больше моментов, интересных и, может быть, забавных или смешных или просто запоминающихся.

Наш с вами маршрут хороший и красивый был. Разные моменты путешествия уже начинаются забываться, поэтому поспешил привести в порядок записи в своём дневнике, что вспомнил по памяти дополнил. Если что-то приврал где-то - поправьте меня. Мне кажется вам всем по силам намного более сложные маршруты. Вы всей вашей командой довольно дружно и бодро шли, если учесть что это уже был не первый день ваш у нас в Азии. Даже Malcolm будет по силам пройти даже сложный маршрут, и если будет тяжело, то с нашей маленькой помощью это возможно. Malcolm упрямый человек, а в походе это имеет большое значение.

На восхождения на большие вершины есть очень большой опыт и по технике и по количеству восхождений у Александра, хоть Саша и самый молодой среди нас носильщиков. Остальные мы просто через перевалы разной сложности ходили. Куда-то особенно высоко карабкаться мне не приходилось, да и желания не было. Просто очень много времени ходим, горы любим, поэтому не только из-за денег путешествуем. Носильщики, для которых поход в горы, это даже не столько заработок, сколько часть жизни или просто отдых. Бывает, что попадают и случайные люди. Я представляю, что носильщики (дословно Sherpy) в Непале на это живут, это их даже не часть, это жизнь, но как они себя ведут в горах-я не знаю.

Я думаю, что никого не обидел своими какими-либо прямыми высказываниями.

Я не нашёл пока хорошей топографической карты 1:50 000 масштаба на наш маршрут, поэтому о пройденных километрах по дням у меня нет более-менее точных сведений. Цветок свой я удачно донёс до дома. Этот цветок долго простоял на окне, подрос стебель и подросли внизу листочки. И вот сегодня 26 июля - у цветка наклонился стебель - начал постепенно вянуть, концы лепестков начинают темнеть. Ну что ж, наверное пора.

С уважением

Андрей Королёв

30 июня - 26 июля 2003 года

Республика Казахстан, город Алматы.